Календарь

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II

Читайте также обзоры про: Sony Цифровая фотокамера A7 Alpha
Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II

Внешность, эргономика, управление

Новинка внешне почти не отличается от предшественницы. Тот же легкосплавный металлический корпус с очень удобным хватом, те же органы управления на тех же местах. Только исчезла лампа подсветки автофокуса, слегка переработан селектор режимов съемки, а старый разъем для внешней вспышки, унаследованный от камер Minolta, заменен современным Multiinterface Shoe – таким же, как в A7, A5100/6000 и RX100M2/M3. Этот разъем является модификацией стандартного «горячего башмака» с центральным контактом, что делает A77M2 совместимой как с фирменными аксессуарами Sony, так и со вспышками и радиосинхронизаторами других систем (естественно, в ручном режиме). Тем не менее, камера по-прежнему, наряду с TTL, поддерживает режим работы вспышки ADI, основанный на измерении расстояния до точки фокусировки. Для установки вспышек Minolta Dynax на новый разъем и наоборот существуют переходники (и фирменные, и сторонние) с полным сохранением функциональности.

В A77M2 осталась та же сложная поворотная конструкция дисплея, которая, несмотря на множество возможных положений, имеет и некоторые ограничения. Так, например, когда дисплейный блок развернут экраном к пользователю и прижат к камере, нельзя просто поднять его в горизонтальное положение – надо либо опустить вниз на 90° и развернуть на 180°, либо немного отклонить вниз и потом поднять вместе с рамкой, уложив сверху на "горячий башмак" (если в него не установлена вспышка). Впрочем, это дело привычки, главное, что конструкция дисплея позволяет снимать с любых ракурсов.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-10
Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-11

Размещение органов управления в целом удачное. Тактильные подсказки в виде разной формы кнопок упрощают работу вслепую, без отрыва от видоискателя. Более удобным стал выбор режимов съемки - вместо одной позиции для пользовательских настроек (с последующим выбором конкретной настройки в меню) на диске появились три отдельных положения 1, 2, 3. Ради этого пожертвовали функцией 3D, а два авторежима объединили. Обозначения на селекторе крупные, объемные и имеют серебристо-зеркальное покрытие, поэтому их отлично видно даже при самом слабом освещении.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-12
Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-13

Но все же есть пара претензий. Первая – к размещению кнопки видеозаписи, до которой у меня чуть-чуть не дотягивается большой палец без изменения хвата. Возможно, для фотографа с более крупными руками (или более длинными пальцами) это не будет проблемой. Вторая претензия - к кнопке Menu, одиноко скучающей на левой стороне корпуса. Она часто используется в навигации по меню для возврата или отмены, и задействовать для этого вторую руку не очень удобно. Кроме того, поворотный дисплей в некоторых положениях затрудняет доступ к этой кнопке.

Дополнительный монохромный дисплей - большая помощь в работе (и экономия заряда батареи, если отключить основной). Значение компенсации экспозиции на нем не отображается – только 2 пиктограммки (вторая для вспышки), которые сигнализируют о том, что компенсация присутствует. Величину ее можно посмотреть в видоискателе или на большом дисплее.

Оснащение, функциональность

Главное отличие второй версии A77 от первой – это автофокус. Камера получила новый модуль автофокусировки с 79 датчиками, которые покрывают очень большую часть площади кадра (около 36%, по моим приблизительным подсчетам). Немного разочаровало то, что все 15 крестовых датчиков (включая центральный, оптимизированный для светосильной оптики) собраны в центре кадра, а слева и справа - только линейные.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-14

Нижний предел освещенности, при которой гарантируется работа автофокуса, равен -2 EV, что позволило отказаться от встроенной подсветки. Камера имеет множество конфигураций рабочей зоны автофокуса – по центру, точечный с изменяемым положением и размером области, зонный и т.д. При автовыборе точек фокусировки ("Широкая АФ") можно задействовать все 79 датчиков или отключить 18 периферийных, оставив только 61 – это может помочь, если автофокус часто "отвлекается" на второстепенные объекты на краях кадра.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-15

Есть еще "Зонная фокусировка" (перемещаемая область из 9 датчиков), "Центр" (по одному центральному датчику) и "Регулируемое пятно" (неудачный перевод, имелась в виду область фокусировки, по выбору пользователя, с изменяемым положением и тремя вариантами размера). В последнем варианте можно перемещать точку фокусировки либо по всему массиву датчиков, либо только по 15 из них (жаль, что расположение этих 15-ти не совпадает с расположением крестовых датчиков).

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-16
Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-17
Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-18

Но и это не всё – есть еще "Расширенное регулируемое пятно", когда окружающие активную точку 8 датчиков могут перехватить фокус, если объект уже после фокусировки сместился в сторону и основной датчик его потерял (аналогичный метод в камерах Panasonic называется AFF). И, наконец, в режиме "Следящий АФ – регулируемое пятно" после фокусировки на объекте камера будет отслеживать его, удерживая в фокусе для следующего снимка.

Скорость фокусировки очень высокая (по крайней мере, с объективом 16-50/2.8, с которым камера проходила тестирование). В A77М2 информация с матрицы используется для распознавания лиц и слежения за объектами. Для фокусировки же используется исключительно фазовый метод, он более быстрый, но менее надежный. При использовании "широкой" или "зонной" области иногда случаются промахи, когда одна из периферийных точек, попавшая на более благоприятный для фокусировки задний план, "перетягивает одеяло на себя". Чтобы такого не случалось, можно ограничить минимальную и максимальную рабочую дистанцию автофокуса. Активируется эта настройка быстро, одной кнопкой, а ближний и дальний пределы регулируются передним и задним дисками. Этот метод удобен для съемки портретов и макро (исключаем из рабочей зоны задний план), при фотоохоте (исключаем ветки, травинки и т.п. на переднем плане) или съемке спортивных, музыкальных и прочих мероприятий, проходящих на ограниченной площади. Главное - не забыть снять или изменить ограничения, переключившись на другой объект.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-20

Очень хорошо работает следящий автофокус, единственный нюанс - поскольку дисплей у зеркальных камер Sony не сенсорный, для начала слежения нужно поместить объект в центр кадра. При этом можно выбрать некоторый промежуток времени, в течение которого автофокус не будет искать новую цель при перекрытии ведомого объекта или его выходе за пределы рабочей области.

Разрешение матрицы осталось тем же, беззазорные микролинзы над светочувствительными элементами были и в A77. Похоже, это тот же светочувствительный сенсор, что и в A77, а расширение диапазона ISO до 25600 и небольшое улучшение прочих характеристик (по данным dxomark.org) обусловлено установкой нового процессороа BIONZ X и программной оптимизацией. Несмотря на отбор части света в пользу модуля автофокуса, диапазон чувствительности матрицы начинается с ISO 100 (имеются также "расширенные" значения 80, 64 и 50), но есть подозрение, что это некие эквивалентные значения с учетом потерь на зеркале.

Если отключить установленные по умолчанию в Camera Raw повышение резкости и шумоподавление, то цветовой шум заметен уже при ISO 400, а начиная с ISO 3200, чтобы получить красивое гладкое изображение, уже придется бороться и с яркостным шумом. При ISO 6400 и выше от этого уже страдает детализация, а при значениях 12800 и 25600 мелкие детали теряются как с шумоподавлением, так и без него.

Как и в других камерах Sony, снизить уровень шума при съемке на высоких ISO можно с помощью фирменной функции многокадрового шумоподавления - камера делает несколько снимков и объединяет их в один, вычитая шумы. Благодаря коротким выдержкам и автоподгонке кадров изображение получается четким, а не смазанным, как при длительной выдержке.

При сохранении в JPEG можно использовать три уровня качества с разной степенью сжатия. В варианте RAW + JPEG используется средний уровень FINE, а минимальный STD и максимальный X.FINE доступны только отдельно. JPEG STD удобен для экономии места на карте и увеличения продолжительности непрерывной съемки.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-22

Снимки с качеством X.FINE имеют объем около 10-15 МБ, и сохранение их вместе с RAW резко снизило бы емкость и карты памяти, и буфера серийной съемки. Рассматривая фото, снятые на низких ISO при хорошем освещении, заметить разницу в качестве между RAW, X.FINE, FINE и STD можно только при попиксельном просмотре. Она проявляется тогда, когда света недостаточно и срабатывают алгоритмы шумоподавления, или когда изображение подвергается серьезной обработке в редакторе. Если нужно максимальное качество, но не хочется связываться с RAW-файлами или нужна длительность серии больше, чем в RAW, то JPG X.FINE - отличный вариант. Тем более, что в этом случае камера может сделать за фотографа немалую часть работы – предотвратить пересветы и проявить детали в тенях (DRO, HDR), исправить геометрические искажения и хроматические аберрации, подавить шум, повысить резкость и контрастность и т.д. согласно выбранному стилю изображения, не говоря уже о фильтрах и эффектах.

Стабилизатор изображения у камеры встроенный, как у всей серии SLT. В фоторежиме он работает за счет сдвига матрицы, а для видео используется электронная стабилизация (сдвиг изображения по матрице). Это решение снимает проблему с перегревом сенсора при длительной видеосъемке, и камера спокойно может снимать все 29 минут 59 секунд, которыми ограничена продолжительность видеосъемки для фотокамер. Стабилизация может включаться или при полунажатии спуска (что облегчает визирование и точечную фокусировку, особенно с телеобъективами), или в момент полного нажатия, непосредственно перед спуском (в этом случае действие стабилизатора для пользователя незаметно).

Интерфейс и дополнительные функции

Привычное меню со вкладками дополнено быстрым меню кнопки Fn, набор функций в котором можно менять на свой вкус, а также интерактивным информационным экраном на основном дисплее. В управлении активно задействованы оба диска, их можно использовать вместо направлений джойстика, именуемого в инструкции мультиселектором.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-26
Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-27

Камера в работе

Так получилось, что тестовая A77M2 прошла серьезное испытание - фотосъемку свадьбы. Для постановочных кадров в основном использовалась другая камера, а "репортажную" часть, то есть те моменты, которые нельзя переиграть заново, я рискнул доверить "семьдесят седьмой" с ее скорострельностью. Освещение было самое разное – и полуденное солнце, и предзакатное, и люминесцентные лампы-"экономки" в кафе, и цветомузыка на фоне приглушенного "дежурного" освещения. Брака по фокусу получилось очень мало, большинство кадров в сериях — годные. A77M2 уверенно фокусируется даже в полутьме, так что подсветка автофокуса действительно не нужна.

Всё хорошее, что было написано выше про электронный видоискатель, абсолютно справедливо по отношению к A77M2. Техника действительно шагнула далеко вперед за несколько последних лет. Когда-то я отснял за полдня около 300 снимков с помощью Samsung NX11, используя в основном видоискатель. Потом неделю мой правый глаз видел хуже, чем левый. После 500 кадров, снятых на A77M2, ничего подобного не наблюдалось, и даже в сравнении с ОВИ классического "фулфрейма" ее электронный "глазок" выглядел вполне достойно.

Автобаланс белого после захода солнца активно тонирует снимки синим. Впрочем, иногда это даже красиво. Но если хочется достоверности – лучше пользоваться установками ББ для конкретных типов освещения.
Скорострельность у A77M2 действительно потрясающая. Естественно, 12 кадров в секунду можно получить только при достаточно коротких выдержках и идеальных условиях для фокусировки. При каких-либо затруднениях серия замедляется, скорость становится неравномерной, но даже 10 или 8 кадров в секунду с фокусировкой каждого кадра – это мечта репортера. Камера предъявляет высокие требования к карте памяти – разница в скорости сохранения на недорогую SDHC 10-го класса и SDXC (UHS-1) хорошо заметна. Если в первом случае для полного освобождения буфера требуется около минуты, то во втором — 19-20 секунд. Максимальная длительность серии в RAW – 27 кадров или 2,2 секунды, если этого мало — переключение на JPEG X.FINE поможет продлить серию до 54 кадров и 4,5 с.
Видеосъемка с этой камерой – одно удовольствие, не нужно постоянно мучительно искать фокус и долго ждать перефокусировки. Но видеографы будут разочарованы отсутствием выхода для наушников (вход для внешнего микрофона есть). И как-то нелогично, что в любительской A5100 есть поддержка нового кодека XAVC-S, а в камере, которая позиционируется как профессиональная – нет. Надеюсь, этот кодек добавят в обновлении прошивки (у тестовой камеры ПО было версии 1.0) — никаких препятствий для этого вроде бы нет.

Что касается автономности, то здесь всё довольно-таки неплохо. У камеры батарея солидной емкости, 11,5 Вт·ч, как у всех профессиональных малоформатных камер.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-36

Как уже упоминалось, за день свадьбы я отснял чуть более 500 кадров (не менее половины - со встроенной вспышкой), не предпринимая каких-то особых мер для экономии заряда, и еще смог просмотреть отснятый материал по пути домой. Но надо учесть, что A77M2 работала в паре с другой камерой. Скорее всего, в одиночку она бы не дотянула до финиша. В комплекте с батарейной рукояткой или просто запасной батареей заряда должно хватить на самый насыщенный съемочный день. А на одиночное мероприятие длительностью в 3-4 часа (фотосессия, концерт, вечеринка) и одного аккумулятора хватит запросто, даже если снимать всё подряд.

Чуть не забыл – камера и объектив пылевлагозащищенные. Поэтому в один из дней я смело снимал под мокрым снегом, который таял прямо на камере, без каких-либо последствий.

Обзор цифрового фотоаппарата Sony Alpha A77 II-37

В сухом остатке

Sony ILCA-77M2, она же A77 II, — это такой себе "свой среди чужих, чужой среди своих". По функциональности она вполне подходит под определение профессиональной, но сенсор APS-C вряд ли заинтересует профи, занимающегося портретной съемкой, а репортера вряд ли устроит автономность. Да и предубеждения против электронного видоискателя еще сильны. Для любителя камера тяжеловата и сложновата в освоении. Тем не менее, основным предназначением A77M2 видится все-таки репортаж, что подтверждается практикой использования предшественницы (просто задайте в поиске на Flickr "Sony a77" и посмотрите, какие фото преобладают). Тут к месту и скорострельность, и кроп-фактор, позволяющий обходиться менее громоздкой оптикой с меньшим фокусным расстоянием, и цифровой зум, и относительно небольшие габариты и масса, и поворотный дисплей для самых невероятных ракурсов, и беспроводные функции для оперативной отправки материала. В таких жанрах, как свадебная съемка, сочетающая в себе и репортажную, и портретную, A77M2 может стать хорошим дополнением к полнокадровой классической зеркалке (снимать двумя камерами удобнее, чем постоянно менять объективы и настройки на одной). Ну и, само собой, для любителей-энтузиастов, часто снимающих динамичные фото- и видеосюжеты (активный отдых, экстрим, фотоохота) для личного фотоальбома, блогов и соцсетей, A77M2 будет хорошим приобретением.

В отличие от A7 с байонетом E, у владельца A77M2 будет весьма неплохой выбор автофокусных объективов, учитывая совместимость с популярной и качественной "отверточной" оптикой Minolta.

7 причин купить Sony A77M2:

  • высокая скорострельность и емкий буфер серийной съемки;
  • умеренные габариты и масса;
  • прекрасная эргономика;
  • неплохой выбор оптики, включая недорогую "отверточную";
  • хорошая автономность по меркам камер с ЭВИ;
  • отличная реализация следящего автофокуса;
  • нижний предел ISO и минимальная выдержка отлично подходят для сверхсветосильной оптики.

Источник: http://gagadget.com/

Читайте также обзоры про: Sony Цифровая фотокамера A7 Alpha

Комментарии